Новости | Сообщества | Библиотека | Медиатека | Блоги | Мероприятия | Атлас | Конкурс |
Если врач даже подсознательно испытывает к пациенту неприязнь, например, по расовому или по национальному признаку, то от этого страдают качество лечения и отношение пациента к врачу, пишет American Journal of Public Health.
Американские исследователи из Медицинской школы при Университете Джонса Хопкинса проанализировали аудиозаписи приемов 40 врачей первичной медицинской помощи (аналог российских терапевтов) из клиник Балтимора. 48% докторов, принявших участие в проекте, были белыми. Еще 30% - выходцами из азиатских стран, 22% - афроамериканцами. 2/3 врачей были женщинами. В исследовании использовались данные о контактах врачей с 269 пациентами. 80% из них были афроамериканцами и в большинстве своем женщинами среднего возраста. Для определения подсознательного отношения докторов к своим пациентам использовались два варианта Теста скрытых ассоциаций (Implicit Association Test, IAT).
Согласно полученным результатам, наиболее нейтральное отношение к пациентам продемонстрировали врачи афроамериканского происхождения. Белые доктора и врачи азиатского происхождения лучше шли на контакт с белыми пациентами. Диалоги в этих случаях также велись в более позитивном ключе, чем с чернокожими пациентами.
Все это не могло не отразиться на отношении пациентов к врачам. Афроамериканцы, посещавшие врачей, которые неосознанно демонстрировали неприязненное отношение к ним, вели себя на приеме менее уверенно. В целом, они испытывали к врачам меньше уважения, к их назначениям - меньше доверия, а также реже рекомендовали их своим друзьям.
Кроме того, прием афроамериканских пациентов длился на 20% дольше. Врач разговаривал с больным медленнее, чем с пациентами со светлой кожей, и чаще - с негативной эмоциональной окраской. Уровень сосредоточенности пациента при этом оказывался ниже, что требовало дополнительного времени на обсуждение социальных и психологических аспектов заболевания. Интересно, что белые пациенты тоже негативно оценили врачей-"расистов". Они сообщили о меньшем доверии к их назначениям и реже рекомендовали их своим друзьям.
"Если пациенты ориентированы на контакт с врачом, они лучше выполняют назначения. Причем лечение таких заболеваний, как диабет или депрессия, протекает быстрее и дает лучшие результаты", - рассказывает руководитель исследования Лиза Купер (Lisa A. Cooper). "Подсознательное отношение изменить сложно, но можно изменить свое поведение, если человек понимает, что делает что-то не так", - добавляет она.
Ссылки по теме:
|