Новости | Сообщества | Библиотека | Медиатека | Блоги | Мероприятия | Атлас | Конкурс |
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежскогохудожника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет. «Крик» как эмблема экспрессионизма служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизматемы одиночества, отчаяния и отчуждения[1][2]. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и экологических бедствий, автор, кажется, отрицает саму возможность какого-либо их преодоления, или трансцендентности[1].
[править]Версии «Крика» и их местонахождениеМунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
[править]Возможные источники вдохновенияВ фоновом пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892», Мунк так описывает источник своего вдохновения:
В литературе нет недостатка в спекуляциях относительно обстоятельств создания «Крика». В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм высказал курьёзное мнение, что бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена, она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию в флорентийском музее, ибо она больше напоминает фигуру на картине[7]. Существует также версия, что картина эта частично — плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик“, словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это»[8]. [править]ОписаниеФигура кричащего примитивизирована до такой степени, что напоминает различным комментаторам скелет[2], эмбрион или сперматозоид[1]. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта — как если бы звук крика отдавался повсюду[2]. Негативная эмоция субъекта, таким образом, подминает под себя окружающий мир, приобретая вселенский размах[1]. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». [править]Повторения другими художникамиЭнди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). [править]В массовой культуре
|